Мельникова Людмила Леонидовна

Автобиографический рассказ Л.Л.Мельниковой о работе в ЛАХУ им. А.Я. Вагановой
с 1967 по 1979 год (черновик)

Автор - Людмила Леонидовна Мельникова. 1979 год.

В 1967 г., еще работая в театре им. Кирова, я поступила на педагогическое отделение нашего училища и окончила его в 1969 г. Во время учебы давала уроки в различных классах (в средних, старших, младших).

Не все в моей работе было гладко. Сначала было просто трудно. На начинающему педагогу всегда не все просто, потому что одной теоретической подготовки мало, нужна каждодневная практика, во время которой педагог проверяет свои знания, ищет как лучше объяснить движения, с какого движения лучше начать показ, чтобы легче усваивался материал программы. Но и найденное может все время меняться в зависимости от способности или неспособности класса.

Стараясь повысить свой профессиональный уровень, я посещаю классы наших педагогов. Часто хожу в класс Н.В.Федоровой, мне педагог этот дает очень много и в профессиональном отношении, и также в том, как найти индивидуальный подход к ребенку, т.к. каждый ребенок - это своеобразная личность.

Хожу в II классы к Комиссаровой, Болховитиновой, Землемерову и к др. педагогам (в часть моего бывшего класса к Соколовой В.И., к А.М.Черновой, к В.Вас.Румянцевой), ходила к В.М.Станкевич, много старалась ходить к Е.В.Ширипиной). И у каждого из этих педагогов я нахожу что-нибудь полезное.

За время моей работы - с 1969 по настоящее время у меня было 3 класса девочек, из них назову наиболее способных учениц. Это - Воронцова Лена, Свешникова Нат., Мартинсон Лена, Смирнова Ира; теперь у меня класс мальчиков, которых я учу 3й год.

Но кого бы я ни учила, я стараюсь добиться профессионального роста своих детей, а также того, чтобы дети верили мне. Когда ребенок верит педагогу, то охотнее исполняет то, что говорит педагог. И уж если я обещаю, то обязательно делаю.

Сейчас у меня - дети, живущие в интернате, они наверняка скучают по своим близким, и я стараюсь сделать так, чтобы дети почувствовали, что я за них болею, переживаю вместе с ними их неприятности, огорчения, а также и их радости. Иногда мне приходится уговаривать их сходить к врачу, иногда - успокаивать. Например, однажды дети примчались ко мне с криком "Л.Л. - Сулейманова отравили". Я изумилась, а потом догадалась, что он ьыл у зубного, что в зуб положили мышьяк. Когда же я сказала, что хоть на банке и было написано "яд", но зуб теперь болеть не будет, ребенок просиял.

А иногда я им просто пеку пироги, зная, что это доставляет детям радость."

Если говорить честно, то я не люблю лентяев, работать с ними - наказание для педагога. Но меня радует, что ленивый Сул. Искандеров много и успешно занят в производственной практике. Когда мои дети заняты в спектаклях, я приезжаю на спектакль. Хожу на репетиции, смотрю, что они там делают. Стараюсь проходить некоторые вещи из их репертуара на уроке.

Есть ли у меня трудности в классе? Да, есть. Трудно преодолеть детское беспамятство: часто забывают то туфли, то классическую форму и, значит, не могут заниматься классикой. Приходится бороться с такой забывчивостью вместе с воспитателями Елизаветой Куприяновной Березовой и Валентиной Ивановной Соломатиной. Ходила я и в интернат, смотрела, как живут дети там.

Я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, как я уже говорила, посещая уроки наших педагогов, и иногда хожу на уроки в Кировский театр и в Малый оперный (была после приезда из Варны с конкурса на уроке у Морковиной). В прошлом году посещала семинары, которые вела В.С.Костровицкая. Кроме того, часто мы - педагоги просто беседуем в метод. кабинете о методике. Я внимательно прислушиваюсь к замечаниям в мой адрес на обсуждении экзамена, стараюсь исправить недостатки. Иногда очень полезно вообще послушать обсуждение экзамена, т.к. там тоже можно многое для себя выяснить - зачастую при коллективном обсуждении проясняются какие-то спорные вещи.

Свой политический уровень повышаю в нашей школьной системе полит. просвещения, читаю газеты, слушаю радио. Моя общественная работа - это работа в нашей стенгазете. Здесь есть некоторые трудности, т.к. не все и не всегда откликаются на наши просьбы написать заметку. Хотелось бы, чтобы наши авторы были более активными...

Что я делаю за пределами школы:
Ездила в дом культуры "Кировец" - смотрела детей для школы. Мне пришлось выступать в школе моего сына с рассказом о профессии и о поездках за рубеж.
А 21/I этого года музей истории Ленинграда организовал встречу детей, живших в блокадном Ленинграде и занимавшихся либо во дворце пионеров, либо в нашем училище. Эта встреча проходила под девизом: "Музы не молчали". На эту встречу была приглашена и я. Некоторые моменты были тяжелыми, но встреча прошла интересно. Организаторы встречи были очень заинтересованы тем, что существует хроникальный фильм о нашем училище (об этом сообщила бывший педагог нашего училища Л.Я.Ярмолович). Фильм рассказывает о 1-м блокадном наборе 1942 г. Есть фильм, снятый позже, это экзерсис, сделанный А.Я.Вагановой. Но увы - эти фильмы надо искать в архивах, и там они лежат, возможно, мертвым грузом.

Мне кажется, что было бы куда полезнее фильмы разыскать и хранить их именно у нас в школе. Ведь нашим детям, наверное, было бы интересно их посмотреть, да и полезно, хотя бы для сравнения, что было тогда, и что есть сейчас.

Я рассказала о существовании фильмов В.П. Фершуковой [?], она пыталась разузнать что-нибудь о них, но пока ничего не известно, кроме того, что получить их из архива будет трудновато.

Свой культурный уровень повышаю, посещая музеи (люблю Эрмитаж), читаю книги, хожу в кино. К сожалению, в театр (кроме нашего Кировского) трудно выбраться, т.к. зачастую нет билетов и... свободного времени. Но все же на конкурсе эстрады я была и случайно попала в БДТ на "Последний срок" Распутина. И в заключение остается только сказать, что я воспитываю сына - 9-классника, и это бывает не просто.

-------------------------

Приписка ниже (вероятно, не относящаяся к основному тексту):
От 7/III-79 г. - "Известия":
В финской столице Хельсинк продолжает работу Международная чрезвычайная конференция солидарности с Вьетнамом.

-------------------------

Скан-копии страниц рукописи:

Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 1, 1979 г.
Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 2, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 3, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 4, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 5, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 6, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 7, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 8, 1979 г. Автобиография Л.Л.Мельникова, стр. 9, 1979 г.
Линия Рейтинг@Mail.ru